РУС/ENG
Кафедра математики
физического факультета МГУ

Численное моделирование задач газо- и гидродинамики

Д.ф.-м.н., проф. Т. Г. Елизарова (ИПМ им. Келдыша) 

Коллектив
    О направлении

    В последнее время работа направлена на решение следующих задач: задача о колебаниях жидкости в танкерах и о собственных сейшовых колебаниях в Азовском море.

     

    Колебания топлива в баках газовоза-ледокола. Задача связана с развивающейся добычей природного газа в России и за рубежом. Большая часть пути транспортировки газа из месторождений, расположенных в северных морях, происходит в арктических условиях, поэтому транспортные суда являются не только газовозами, но и ледоколами. При столкновении судна с ледовым препятствием топливо в баке приходит в движение, которое может вызвать повреждения в стенке бака, вплоть до полного разрушения. Чем больше скорость судна до столкновения, тем сильнее топливо придет в движение, и тем сильнее будет нагрузка на стенки и дно бака. Поэтому очень важно уметь рассчитывать предельные нагрузки на дно бака и соответствующие «безопасные» скорости движения судна.


    Сейшовые колебания в Азовском море. Сейшами называются стоячие волны, возникающие в замкнутых водоемах под действием перепада атмосферного давления, ветра или штормовых нагонов из соседних акваторий. В рамках регуляризованных уравнений мелкой воды впервые построена модель, позволяющая получить расчеты течений в масштабах морской акватории. Построенная модель отвечает топологии и природным особенностям Азовского моря. Созданные численные алгоритмы позволили рассчитать гидродинамические течения при типичных сейшовых колебаниях в Азовском море. Построены эволюционные картины течений и уровня поверхности морской акватории.

    Дополнительная информация

    Контакты: Татьяна Геннадьевна Елизарова (tatelizar@mail.ru).